Налоговое планирование в организации

В современных условиях эффективность функционирования большинства предприятий в значительной степени зависит от реализации мероприятий, способствующих повышению деловой активности, к которым прежде всего относится внедряемое в организации налоговое планирование.

Основу эффективного управления налоговыми платежами и сборами составляет правильно построенный отдел налогового учета. Следует отметить, что состав отдела зависит от принятой на предприятии организационной структуры, а также от формы налоговой политики организации. Среди которых специалисты выделяют: расчет текущих налоговых платежей, бюджетирование налогов и налоговое планирование.

Одним из типов планирования налогообложения — это расчет текущих платежей. Здесь не предусматривается осуществление мероприятий по оптимизации и экономии налоговых расходов, а направлено на расчет результатов работы организации в отчетном периоде в разрезе налогов.

В обязанности бухгалтера входит: постановка налогового учета. Соответственно — расчет сумм налоговых платежей и составление налогового календаря за отчетный период, что позволит минимизировать риски начисления штрафных санкций и пени за несвоевременное погашение налоговых обязательств.

Методы планирования

С внедрением на предприятии бюджетных отчислений, целесообразно создание отдела налогового учета, который подчиняется финансовому. При этом в состав сотрудников целесообразно включить финансиста со специальностью составления бюджетов и обладающего информацией о взаимосвязи каждого из них между собой. Также задачей финансиста является координация работы налогового менеджера с плановым отделом, который составляет бюджеты организации и курирует проведение аналитических расчетов по изменениям показателей налоговых платежей в динамике и сопоставление прогнозируемых сумм с фактическими.

Результатом работы отдела, кроме графика налоговых платежей, будет составление бюджетов в разрезе отдельных налогов и общего бюджета обязательных отчислений, в том числе и кредитных процентов, который должен передаваться в отдел планирования.

Принципы планирования

Среди форм реализации налоговой политики особое место занимает налоговое планирование. Поскольку:
• Во-первых — указанные меры включают и расчет текущих налоговых платежей и бюджетирования налогов и расчет износа активов, а
• Во-вторых — направление на оптимизацию платежей, является главной отличительной чертой планирования от других форм налоговой политики на микроуровне.
Под фактором оптимизации предлагается понимать внедряемые мероприятия, которые приводят к изменению организации финансового-правового обеспечения деятельности, например с созданием акционерного общества.

    При выборе налогового планирования в качестве формы организации рекомендуется ввести должность руководителя отдела и увеличить количество менеджеров. Деятельность каждого из них предлагается разделить по следующим функциям:
  • – информационное обеспечение процесса налогового планирования (мониторинг изменений налогового законодательства, учет разъяснений контролирующих органов по вопросам налогообложения, аккумулирование необходимой информации из внутренних источников предприятия);
  • – ведение налогового учета и составление бюджета с оценкой оборотных фондов;
  • – расчет вариантов управления налоговыми платежами и оценка результатов их внедрения.

Таким образом внедрение предложенного подхода к организационному обеспечению процесса управления государственными сборами будет способствовать минимизации проблем и повышению организационно-правовой устойчивости фирмы на рынке.

Важно учитывать — при планировании налогооблагаемой базы нет ориентира только на размеры ставок, оплачиваемых со специализацией деятельности организации. Ставки здесь на второстепенных ролях: иначе западные фирмы предпочитали бы вести бизнес исключительно через оффшоры.

Решающими факторами с определением сфер предпринимательства преобладает: наличие сырьевых источников, набор квалифицированных сотрудников, логистика с возможностями транспортного сообщения, и тому подобное.

Первоосновой планирования обычно является детальное знание и четкое понимание налогового законодательства. Более высокий КПД обеспечит последовательность с согласованным использованием отличных методов налогового планирования, учитывающих индивидуальность деятельности организации и могут быть разработаны индивидуально для налогоплательщика.

Налоговое планирование в организации предусматривает наличие льготных режимов налогообложения, введенных государством с целью поддержки приоритетных секторов экономики или отдельных видов деятельности. Применяя предоставленные законодательством льготы, бизнес имеет возможность перепрофилировать–реорганизовать финансово–хозяйственную деятельность с целью оптимизации налогообложения и увеличения прибыли.

Однако следует помнить, что принятию решения о развитии определенного льготного направления в работе предприятия должен предшествовать анализ целесообразности предлагаемых государством льгот. Кроме того, организация может оптимально использовать порядок взимания налогов методами упрощенных систем налогообложения.