Бухгалтерия бизнес-плана: реализм и неконкретность

Самая уязвимая часть любого бизнес-планирования — это его бухгалтерская составляющая.

Как правило, в бизнес-план включается ориентировочный бюджет на год и начальный отчет об активах, который является как моментальным снимком состояния компании на момент ее формирования и выхода на рынок.

    Иногда имеет смысл также предоставлять запланированный ответ о движении денежных средств:
  1. ◊ то есть когда, кому и за что планируется платить,
  2. ◊ какие объемы продаж–прибыли и когда должны, по идее, заходить на счета и
  3. ◊ как будет выглядеть баланс.

Проблема заключается в том — весь остальной бизнес-план, в том числе, маркетинговые исследования, исследования по продажам и т.д. находят плотное отражение в финансовых показателях:
– любая ошибка или переоценка на любом из этапов планирования в том числе и налогового,
– слишком большая роль отведенная каким-то второстепенным действиям,
– нарушение правильности действий по ходу реализации плана неизбежно и четко приводят к тому, что финансы не соответствуют намеченному.

А на начальном этапе жизни компании это гарантировано приводит к провалу, потому что собственных денежных запасов и оборотных активов или стабильных кредитных и инвестиционных линий еще нет. Потому нет и возможности как-то покрыть неожиданно возникающие или даже запланированные затраты, на которые не хватает наличной прибыли.

Очень мудрое правило, которого придерживаются опытные инвесторы, заключается в том, что всегда работает та ситуация, когда можно успешно финансировать все текущие потребности бизнеса. А получаемая прибыль остается в “закромах” до выяснения обстановки и не тратиться на поточные нужны.

Это, с одной стороны, позволяет создавать для бизнеса будущую “подушку безопасности”, благодаря которой ему не нужна больше будет постоянная подпитка от инвестора. А с другой, дает возможность вполне трезво оценить реальные перспективы развития дела и того, насколько оно в действительности полезно.

Не так уж много бизнесов выживают после старта. Но все — которые выживают, имели поддержку со стороны инвесторов и стремились при этом как можно быстрее перейти на собственную поддержку или взрывное повышение продаж и доходов.

Некоторые бизнесы изначально рассчитываются на попадание на конкретный интерес рынка и быстрые продажи для обретения основного капитала. Например, продажа аксессуаров к каким-то мировым соревнованиям или футболок и подарков с эмблематикой “Звездных войн” к выходу очередной их части.